Больше половины (66%) руководителей из числа опрошенных планирует выделять бюджет на технологии ИИ в 2025 году, а каждый пятый (17%) уже это сделал. Эта статья расходов может включать приобретение доступа к различным инструментам ИИ, а также обучение сотрудников компании.
Крупный бизнес быстрее остальных осваивает ИИ-инструменты. Если в 2024 году доля тех, кто оценивает свой уровень владения нейросетями как средний и выше, составляла 51% в данном сегменте, то в этом году она выросла до 68%. Такой вывод следует из свежего исследования Ingate Group. В нем приняли участие более 1000 респондентов — это собственники бизнеса и специалисты в таких отраслях, как торговля, маркетинг, строительство, IT, производство.
Также среди респондентов увеличилась доля тех, кто владеет ИИ на базовом уровне — до 45% против 40% в прошлом году. Однако только 12% из тех, кто хорошо осведомлен и следит за развитием технологий ИИ, оценивает свой уровень владения нейросетями как высокий — этот показатель остался неизменным с 2024 года.
Какие задачи чаще всего поручают ИИ
создание текстов (69%)
создание изображений (67%)
анализ, обработка, классификация данных (42%)
генерация идей и концепций (40%)
обработка запросов клиентов (31%)
Опрошенные также отмечают интерес к обучению по работе с нейросетями. Каждый третий (34%) специалист изучал материалы из открытого доступа, еще 38% респондентов планирует пройти образовательные курсы — их доля выросла на 5 п.п. по сравнению с 2024. Для обучения специалисты предпочитают образовательные платформы, среди которых упоминали Skillbox, Яндекс Практикум, Нетологию, Skillfactory и GeekBrains.
Также обучение технологиям ИИ иногда берет на себя работодатель: в 2025 году крупные и средние компании проводят его чаще (23%), чем малый бизнес (10%).
Выгоды от использования ИИ
увеличение скорости выполнения задач (73%)
снижение времени на анализ больших объемов данных (45%)
расширение времени для креативности и инноваций (44%)
увеличение производительности команды и отдельных сотрудников (37%)
Основными ограничениями для внедрения ИИ в своей работе респонденты отмечают отсутствие глубоких знаний в составлении запросов к нейросетям (47%), недоверие к ИИ (42%) и риски, связанные с конфиденциальностью (35%). Еще одной сложностью в работе с ИИ опрошенные называют нехватку специалистов, которые умеют работать с ИИ-инструментами. В 2025 году этот показатель отмечали в 1,5 раза реже, чем в прошлом (38% в 2025 году против 50% в 2024). По мнению аналитиков компании, это также может говорить о большем вкладе работодателей в образование сотрудников в сфере ИИ.
«Ingate Group проводит "Исследование о возможностях ИИ для бизнеса" второй год подряд, что позволяет нам всем оценить динамику проникновения технологий в бизнес-процессы компаний.
В 2025 году специалисты всё больше понимают, что ИИ — это фундаментальная технология, повышающая производительность сотрудника.
В отличие от других революционных технологий, скорость проникновения ИИ в общество на порядок превышает все установленные ранее планки. ИИ-инструменты уже играют одну из ключевых ролей в digital-сфере и продолжают расширять свое влияние. Поэтому компаниям и специалистам, которые еще не успели использовать возможности ИИ, важно не отставать и попробовать внедрить новые технологии в свои процессы»
генеральный директор Ingate Group Никита Андросов
Выводы исследования
Доля людей с базовым уровнем владения технологиями искусственного интеллекта (ИИ) увеличилась на 5 п.п. в 2025 г. (с 40% до 45%). Однако доля с высоким уровнем остается неизменной (12%). С увеличением интереса к технологиям ИИ больше специалистов начинают осваивать основы их применения, чтобы не отставать от трендов. Однако переход на более высокий уровень требует значительных усилий, углубленного обучения, ресурсов, опыта и времени.
73% респондентов отмечают увеличение скорости выполнения задач как основное преимущество применения искусственного интеллекта в своей работе. 60% подчеркивают, что ИИ позволяет высвободить больше времени для решения других задач. Снижение времени на анализ больших объемов данных считают важной ценностью 45% специалистов, почти столько же видят преимущество в расширении возможностей для креативности и инноваций (44%).
По сравнению с прошлым годом, до 38% (на 5 п.п.) выросла доля тех, кто планирует пройти курсы, посвященные работе с инструментами ИИ. Обучение технологиям ИИ на рабочем месте чаще проводят крупные и средние компании (23%) по сравнению с малым и микробизнесом (10%). Треть специалистов (34%) изучали бесплатные материалы (видео, статьи, советы экспертов и т.д.), а каждый десятый участник исследования проходил платные курсы для эффективного применения инструментов ИИ. Среди тех, кто прошел платные курсы, высокий уровень владения технологиями отмечают в 2,5 раза чаще, по сравнению с теми, кто изучал только материалы в открытом доступе.
В 2025 году 73% рекламных агентств на российском рынке уже оказывают клиентам услуги, которые содержат различные решения ИИ, из них 7% заявляют, что имеют в продуктовом портфеле услуги, полностью основанные на ИИ.
Основными барьерами для внедрения ИИ участники исследования назвали необходимость глубокого погружения и специальных знаний для составления запросов к ИИ (47%), а также низкий уровень доверия к решениям ИИ, требующим контроля со стороны сотрудников (42%). В ТОП-3 препятствий на пути применения ИИ также находится дефицит профильных специалистов (38%).