SEO сегодня вступило в эпоху челленджа, поскольку правила игры существенно поменялись с массовым распространением ИИ в формировании поисковой выдачи. Традиционное взаимодействие с поисковыми системами заменили ответные и генеративные движки. Мы вступили в эру zero-clickвыдачи, когда пользователи получают информацию из сгенерированного ИИ ответа и все меньше переходят на сайты в поисках ответов на запросы. Как бизнесу адаптироваться и увеличить присутствие в поисковиках в таких условиях — разбираемся в нашем материале.
Давайте последовательно разберем различные AI-процессы, которые становятся новой нормой поисковой выдачи, и как сохранить трафик для каждого из феноменов.
AI Overviews (AIO)
Google меняет подход к с поиску, пользователей задавать вопросы на любые темы. Ответы AIO призваны находить информацию для запроса любой сложности в разы быстрее за счет использования ИИ. Под у режима поиска с ИИ — думающая модель Gemini 2.5.
Снимок экрана 2025-09-24 в 16.52.32.pngПо Exploding Topics, AIO сейчас присутствуют примерно в 15% результатов поисковой выдачи и вызывают падение кликабельности на 18–64% по некоторым запросам. Для SEO-специалистов это означает, что важно не только попасть в традиционные результаты, но и быть упомянутым в этих обзорах — авторитетный, оригинальный и точный контент становится ключевым.
Как повысить шансы попасть в AIO
Ответ ИИ формируется на основании релевантной информации, которую находит поисковая система. Google перефразирует данные из источника, но сохраняет ссылки на сайты, откуда взял данные. Для попадания в AIO бизнесу важно иметь полезный контент с высокой ценностью для пользователя. Прорабатывайте экспертные материалы, публикуя их в блоге, на информационных ресурсах и на сайте компании. Такие публикации должны соответствовать нескольким критериям:
- Структура контента должна быть хорошо определена: используйте заголовки и подзаголовки в материалах. Раскладывайте данные в списки, чтобы искусственному интеллекту было проще извлекать подходящую информацию из поста.
- Актуальность и полнота базы вашего уникального контента: для ответа на актуальные вопросы о вашей услуге или продукте, необходимо вкладывать средства и усилия в создание качественного контента. Не полагайтесь на статьи, сгенерированные нейросетями, а уделяйте время созданию экспертного контента. Он должен быть по-настоящему полезным для пользователей, тогда ИИ посчитает, что именно ваш источник информации — максимально релевантный для запроса.
- Меньше воды, больше конкретики: помните, что контент вашего сайта — это не материал с оплатой за количество знаков. Фокусируйтесь на понятной и релевантной информации, четко считываемой в статьях. Опирайтесь на исследования, статистику, приводите цифры в качестве аргументов.
- Больше полезных материалов: ИИ часто отдает предпочтение «готовым решениям», закрывая потребности пользователя. Делайте качественные тематические разборы, составляйте инструкции, сравнивайте различные инструменты и функции с наглядными примерами, занимайтесь обзорами и составляйте подборки — все эти форматы, которые могут стать отправной точкой для пользователей, привлекают внимание поисковой системы.
Answer Engines и AEO
Answer Engines, то есть ответные движки, такие как Perplexity, сегодня генерируют значительный реферальный трафик. Всего за несколько месяцев рост трафика из ответных движков до +44% из ChatGPT и +71% из Perplexity. Игнорировать такие цифры сложно, поэтому нужно признать, что концепция AEO (Answer Engine Optimization), то есть оптимизации под ответные движки, уже сформировалась.
perplexity.gifВ основе AEO лежит идея, что теперь специалистам по оптимизации нужно попадать не в результаты поисковой выдачи, а в ответы нейросетей. В современных реалиях мы боремся за то, чтобы ИИ выбрал именно наш сайт как источник ответа на вопрос пользователя. В этом случае фокус с использования ключевых слов и соответствия технических настроек сайта смещается на контент, его структуру и качество, а также адаптацию под алгоритмы ИИ, а не ранжирования поисковиков.
Как оптимизировать контент под ответные движки
Нейросети ищут ответы на запросы пользователей онлайн. Станьте источником экспертной информации, чтобы нейродвижок посчитал именно ваш сайт авторитетным:
- Прорабатывайте FAQ-блоки на сайте: структурируйте информацию в качестве ответа на вопрос, даже если вам его еще не задали.
- Внедряйте краткие Q&A-разделы: ваши лендинги, посты, страницы сайта должны давать ответы по релевантным темам для вашего бизнеса.
- Будьте убедительными: подкрепляйте информацию на сайте данными и ссылайтесь на мнение экспертов, поскольку ИИ умеет анализировать глубину вашей аргументации, отдавая предпочтение более убедительным ресурсам.
- Мыслите шире, чем ключевые слова: в AEO, в отличие от SEO, важно не попадание в конкретный запрос, а общий контекст, с которым пользователь подходит к вопросу. ИИ не выбирает сайт с максимальным количеством ключевых слов на квадратный сантиметр, а подбирает наиболее подходящий источник информации, который комплексно отвечает на вопрос пользователя.
- Используйте JSON-LD разметку: структурируйте данные на сайте через микроразметку. Так нейросети смогут максимально точно считать контент на вашем сайте.
GEO — генеративный SEO выходит на сцену
Generative Engine Optimization — это термин, описывающий оптимизацию под ИИ-движки, используемые поисковыми системами. При удачной реализации ваш сайт попадает в результаты нейроответов и указывается как источник данных. Главный рецепт — использование структурированных форматов, метаданных и сигналов, улучшающих шансы на цитирование в AI-ответах, корректные метаданные и форматы, понятные не только людям, но и алгоритмам ИИ.
Снимок экрана 2025-09-25 в 07.41.33.pngГенеративная оптимизация
Во многом, термины AEO и GEO схожи, поэтому рекомендации для попадания в упоминания нейродвижками перекликаются:
- Адаптируйте контент под генеративные движки: обеспечьте удобное цитирование ваших материалов в AI-ответах.
- Используйте микроразметку Schema.org: семантическая разметка данных на сайте помогает не только поисковым системам, но и нейродвижкам обрабатывать информацию.
- Отдайте предпочтение простому языку: не увлекайтесь чрезмерно витиеватым стилем повествования, не перегружайте тексты профессиональной лексикой и сложными терминами. Помогите нейропоиску найти на вашем сайте ответ на языке запроса пользователя.
- Сокращайте: старайтесь давать в текстах емкие и лаконичные ответы на вопросы по теме, актуальной для вашего бизнеса. Такая структура текста поможет ИИ найти ответ на вашем сайте и передать его с наименьшим искажением в пересказе. Также для голосовых ассистентов актуально, чтобы информация умещалась в 20-30 секунд.
Какие KPI актуальны для zero-click SEO
Не менее важно актуализировать и систему оценки эффективности мероприятий по оптимизации сайта. Чем чаще пользователи обращаются с вопросами к ИИ, тем реже они переходят на сайты из поисковой выдачи.
Вместо приоритезации трафика и количества визитов на сайт, необходимо сфокусироваться на количестве упоминаний в ИИ-выдаче и доле брендового трафика. Как никогда ранее, качество трафика становится важнее, чем его количество. Важно отслеживать уровень видимости в ИИ-выдаче.
К сожалению, сегодня нет готового инструмента для отслеживания упоминаний в нейровыдаче, но к вопросу можно подойти с разных сторон:
- Ручное отслеживание: мониторинг ключевых запросов для вашего бизнеса в результатах AIOи ответных движках. Этот вариант подойдет для небольшого анализа, не требующего масштабирования.
- Скрипты и боты: при настройке ботов для отправки запросов в нейродвижки на постоянной основе вы сможете собирать и анализировать данные об упоминаниях вашего бренда и сайта.
- Инструменты для AEO-трекинга: начинают появляться инструменты для отслеживания упоминаний в ответных движках, например, .
- Упоминания бренда: инструменты для отслеживания, например, , могут фиксировать упоминания из ИИ-источников, но не всегда.
Общие рекомендации
Будущее SEO — это комбинация классических практик, AEO и GEO в единой стратегии. Оптимизация становится более многообразной: классическое поисковое продвижение дополняется AEO и GEO. Вектор неумолимо меняется в сторону ИИ и нейродвижков. Все чаще цель оптимизации — быть источником информации для ИИ, а не только для поисковиков.
Компаниям, которые хотят своевременно попасть в результаты ИИ-выдачи и занять устойчивые позиции, необходимо адаптироваться к изменениям:
- Инвестируйте в создание качественного оригинального контента, обращайте внимание на его структуру и ссылайтесь на источники информации.
- Добавляйте структурированные данные и AI-дружественные форматы.
- Оптимизируйте страницы под AEO и GEO: внедряйте FAQ-блоки и Q&A.
- Пересмотрите KPI: ориентируйтесь на качество, видимость и конверсии.



